• Невербальное
поведение пациента:
- В зале ожидания
- В кабинете
- Общий вид (портрет в нескольких
штрихах)
• Установка
(аффекты, демонстрируемых пациентом)
• Спонтанные субъективные реакции
терапевта (аффекты, переживаемые терапевтом)
• Базовые характеристики
складывающихся отношений
- Симметрично
высокомерные = взаимное стремление к доминированию
- Симметрично
уничижительные = взаимный отказ от доминирования
- Комплементарно
с терапевтом в позиции доминирования
- Комплементарно
с терапевтом в подчинённой позиции
• Аффективные коннотации
складывающихся отношений
- Конфликтные
(уточнить)
- Подобострастные
(уточнить)
- Сотрудничества
(уточнить)
• Вербальное содержание контакта
- Первые
фразы
- Жалобы,
объясняющие просьбу о консультации
- Спонтанные
замечания пациента о контексте консультации
• Первые предположения о клинической
структуре:
- невроз,
- пограничное
состояние,
- пред-психоз,
- психоз
–
развить в нескольких словах)
• Невербальное поведение (уточнить)
- Словесная формулировка запроса:
- формальные
аспекты речи больного (уточнить)
• Вербальные характеристики запроса:
- Словесное
признание внутрипсихического конфликта (уточнить)
- Частичное
словесное признание внутрипсихического конфликта (уточнить)
- Словесное
отнекивание от внутрипсихического конфликта (уточнить)
- Отсутствие
признания внутрипсихического конфликта (уточнить)
• Гипотеза касательно истории
пациента (по его рассказу о своём прошлом):
• Свободно
сформулированные гипотезы о положении данного субъекта в его Эдиповом
треугольнике
• 0. Отсутствие травматических событий, достаточная аффективная доступность обоих родителей в пределах нормы
• 1. Отсутствие травматических
событий, но наличие аффективной недостаточности:
- 1.1.
матери
- 1.2.
отца
- 1.3.
обоих родителей
• 2. Временное разделение (≥6
месяцев), но без разрыва между родителями:
- 2.1.
матери
- 2.2.
отца
- 2.3.
обоих родителей
• 3. Распад родительской семьи с
разъездом или разводом родителей:
- 3.1.
оставался с матерью, контакт с отцом <1 раз/неделю
- 3.2.
оставался с отцом, контакт матерью <1 раз/неделю
• 3. Распад родительской семьи с
разъездом или разводом родителей:
- 3.3.
оставался с матерью, контакт с отцом ≥1 раз/неделю
- 3.4.
оставался с отцом, контакт матерью ≥1 раз/неделю
• 3. Распад родительской семьи с
разъездом или разводом родителей:
- 3.5.
сохранял тесный контакт с обоими родителями
- 3.6.
не имел тесного контакта ни с одним из родителей
• 4. Разрушение родительской семьи
из-за смерти:
- 4.1.
матери
- 4.2.
отца
- 4.3.
обоих родителей
• 5. Субъект рождён от неизвестного отца
• Краткосрочные цели, или цели метода
(Lohmann):
- Свободные
ассоциации
- Проработка
истолкований, реакций переноса и развитие критики к внешней и внутренней
реальности
• Среднесрочные
цели, или критерии терапевтического успеха
(Lohmann):
•Оформление подлинных желаний,
осознание подавленных аффектов и вытесненных представлений
•Удовлетворение актуальных
потребностей и поиск новых возможностей удовлетворения желаний
•
•Долгосрочные
цели, или концепция психического здоровья
(Lohmann):
•Сила Я (способность адекватного
восприятия внешней и внутренней реальности)
•Деятельность, направляемая
пониманием и внутреннего состояния, и внешней ситуации
•Способность к отсрочке
удовлетворения как объективных потребностей, так и субъективных желаний
•В
психике пациента – все препятствия к осознанию и принятию несознательных
желаний и конфликтов:
•Сопротивления прозрениям (переноса)
•Сопротивления аналитику (переносу)
•Механизмы защиты (обороны)
•Психическая негативность
(травматическая и перверзная)
• Перенос (Übertragung) – отношение пациента к
терапевту, как к «субъекту, предположительно знающему» (Лакан), исторически развившееся из отношения при введении в
гипнотический транс
•Факторы развития переноса:
•Потребность
повторного переживания
•Воздержание
терапевта
•Относительно
свободные ассоциации пациента
•Истолкования
переноса
*См. обзор: Westen, D. (1998). The scientific legacy of Sigmund Freud: Toward a psychodynamically informed psychological science. Psychological Bulletin. 124(3):333-371.