ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Классический курс психоанализа остается самой строгой моделью исследования человеческой психики. Поэтому классический психоанализ остается, для каждого, кто может им воспользоваться, самым эффективным способом лечения, открытия новых путей развития, а для будущего психоаналитика - фундаментальным опытом, на котором зиждется его работа.

При этом классическое психоаналитическое лечение применимо лишь к ограниченному числу людей. Иногда пациент не желает к нему прибегнуть, иногда - не может, потому что особенности его психического функционирования, или социальный контекст, в котором он находится, исключают анализ и делают его практически невозможным.

Психоанализ не является панацеей;  известное число неудач его терапевтического применения на самом деле является следствием неадекватных показаний.

Таким образом, специалистам часто приходится рассматривать возможности других форм лечебной работы. Так постепенно были разработаны иные способы применения психоаналитического метода.

Психоаналитическая психотерапия

Под этим термином подразумеваются проводимое психоаналитиками лечение в рамках иной терапевтической практики, отличной от классического курса, и разработанной с учетом специфических потребностей пациента. Психоаналитическая психотерапия обычно проводится в условиях, когда терапевт и пациент сидят  лицом к лицу напротив друг друга.  Психоаналитик проводит психотерапию в опоре на свой опыт проведения классического психоанализа, адаптируя его к специфическим параметрам каждого отдельного случая.

Детский и подростковый психоанализ

Психоаналитический процесс может развиваться у детей при условии замены речевых свободных ассоциаций игрой. Психоаналитическое лечение детей  значительно продвинулось во второй половине XX века и в настоящее время является неотъемлемой составной частью общего психоанализа. Тоже можно сказать о психоанализе подростков; и здесь применение психоаналитического метода требует технических модификаций.

Другие применения психоанализа

Индивидуальная психоаналитическая психодрама представляет собой очень своеобразную модификацию лечебного психоанализа. В кабинете, вместе с пациентом и аналитиком, находится группа ко-терапевтов, участие которых позволяет распределить на них эмоциональные переносы пациента и способствует представлению его внутрипсихических конфликтов.

Семейная, групповая и институциональная психоаналитическая терапия оказались столь же плодотворными применениями  метода, отличными от социологических, системных или трансактных подходов к данным ситуациям.

Как бы то ни было, только психоаналитическое образование терапевта и качество его личного психоанализа позволяют ему вести психотерапию, существенно отличную от других ее видов. Только психоаналитик  сможет избирательно учитывать в своей работе перенос и противоперенос, привносить в нее и свое пережитое знание важности  рамок терапии и их модификаций, и достигнутый им уровень восприятия психических функций.